Конструктор слов

На вопрос, из каких частей состоит слово, знает ответ каждый школьник, но в числе школьных тем русской грамматики словообразование и состав слова являются одними из самых сложных. Справиться с ними может тот, кто сумеет совместить алгоритмические действия с языковой интуицией.Что это значит? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, в чём разница между словообразованием и составом слова? Словообразование интересует, от какого слова и каким способом образовалось данное слово, то есть требует сделать всего лишь шаг назад в историю слова.
Состав слова предполагает выделение всех морфем, составляющих данное слово, что требует сделать "погружение" в историю слова, дойти до самых его истоков. Количество шагов здесь для каждого слова будет разное.
Сделать шаг в нужную сторону помогают особые законы образования слов и учёт их лексического значения.
В языке есть и слова непроизводные, то есть не имеющие "предков": мать, бежать, синий. Причём это совсем не значит, что слово в данном случае будет состоять только из корня и окончания. 
Работу со словом нужно начинать с определения части речи. Это поможет определить, будет ли у слова окончание.
Окончания нет, если перед нами:
- наречие;
-инфинитив (начальная форма глагола);
-сравнительная степень прилагательного или наречия;
-деепричастие;
-притяжательное местоимение ЕГО, ЕЁ, ИХ;
-несклоняемое существительное ( пальто, метро, Логиновских и т.д) или несклоняемое прилагательное ( бордо, хакки, индиго и т.п);
-любая служебная часть речи.
Кроме того, есть части речи, имеющие формообразовательные морфемы, не входящие в состав основы и не меняющие лексического значения слова:
-суффиксы инфинитива -ТЬ, -ЧЬ, -ТИ;
- суффиксы степеней сравнения -ее (красивее), -ше (старше), -е (глуше), -ейш- (глупейший), -айш- (высочайший) и приставка НАИ- (наилучший);
-суффиксы причастий -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-, -ИМ-, -ОМ-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-( купивший, ведомый, тающий, приобретённый, взятый);
-суффиксы деепричастий: -В(купив), -Я (любя), -ВШИ-(нагнувши., суффикс имеет просторечный оттенок).
Итак, с чего же начать, если нужно определить, каким способом образовалось слово? Во-первых, нужно найти то слово, от которого оно образовалось. Для этого мы обращаемся к лексическому значению слова.Искомое слово должно быть максимально приближено к данному слову, не быть более сложным по набору морфем: лесной - "имеющий отношение к лесу", птицефабрика - "фабрика по производству птицы".
Кроме этого нужно иметь в виду основные "формулы" словообразования:
1) существительные, обозначающие лиц женского пола, как правило, образуются от названий лиц мужского пола: учительница от учитель, супруга от супруг;
2) существительные со значением действия образуются от глаголов: бег от бежать, стройка от строить;
3) существительные со значением признака образуются от прилагательного: синь от синий, краснота от красный;
4) порядковые числительные образуются от количественных в помощью суффикса: пятнадцатый от пятнадцать, шестой от шесть;
5) наречия на О/Е чаще образуются от прилагательных: громко от громкий, издавна - давний;
6) глаголы совершенного вида  образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставки, глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида с помощью суффикса: нарисовать от рисовать, ускорять от ускорить;
7) относительные прилагательные чаще образуются от существительных: пассажирский от пассажир.
Во всех этих моделях может использоваться для образования нулевой суффикс.



Комментариев нет:

Отправить комментарий